История профессии биолог
Биология (от греческого bios - жизнь и logos - наука) изучает жизнь во всех
ее проявлениях. Современная биология уходит корнями в древ ность и берет начало
в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). В XIX веке резко
возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже
стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в
самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.).
В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение
для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования
природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых
исследований, особенно в такихобластях, как биотехнология, генная инженерия.
Профессиограмма биолог
Наименование
профессии
|
биолог
|
Доминирующий
способ мышления
|
адаптация
- координация
|
Область
базоаых знаний №1 и их уровень
|
естественные
науки (биология, химия, физика), уровень 3, высокий (теоретический)
|
Область
базовых знаний №2 и их уровень
|
естественные
науки (биология, химия, физика), уровень 2, средний (практическое
использование знаний)
|
Профессиональная
область
|
биология
|
Межличностное
взаимодействие
|
частое по
типу "рядом"
|
Доминирующий
интерес
|
исследовательский
|
Дополнительный
интерес
|
реалистический
|
Условия
работы
|
в
помещении, мобильный
|
Доминирующие виды деятельности профессии
биолог:
- исследование общих свойств и
закономерностей развития живых организмов;
- изучение вопросов
систематизации живых существ;
- изучение видового многообразия
растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей
индивидуального и исторического развития, распространения этих растений,
взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);
- изучение особенностей анатомии и
физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей
поведения, многообразия видов и типов (зоологи);
- исследование закономерностей
размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также
паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной
борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных
(вирусологи, микробиологи);
- изучение строения человека и
особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и
организма в целом (анатомы и физиологи);
- изучение формы размножения
живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и
видов;
- изучение основ наследственности
и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду
поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);
- выведение более продуктивных
сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и
селекции;
- разработка комплекса
мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их
продуктивных свойств;
- рассмотрение проблем
совершенствования агротехники и зоотехники;
- изучение физических и
физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических
факторов на живые системы (биофизики);
- проведение биохимических исследований,
позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и
животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза
(биохимики);
- подготовка и постановка
биологических исследований (техническая работа);
- работа в лабораторных
исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном
уровнях (пробы, анализы);
- проведение различных
исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства,
лесного и промышленного хозяйства;
- рассмотрение и решение вопросов
охраны природы и приумножения ее богатств.
Качества, обеспечивающие успешность
выполнения профессиональной деятельности биолога:
Способности
|
Личностные качества, интересы и склонности
|
|
|
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- отсутствие интереса к природе;
- низкий уровень развития
концентрации и устойчивости внимания (неспособность длительное время
удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь и не ослабляя
внимания);
- склонность к подвижным видам
деятельности;
- плохое развитие ручной
моторики;
- стремление к активному
взаимодействию с другими людьми.
Области применения профессиональных знаний:
- лаборатории при
научно-исследовательских институтах;
- природоохранные организации;
- экологические организации;
- ботанические и зоологические
сады, заповедники;
- отрасли сельского хозяйства;
- сфера образования (вузы,
колледжи, школы).
Комментариев нет:
Отправить комментарий